=======================================
== Руслан Прокопенко ==
=======================================
v1.0

Экономическая притча

Чарльз Айзенстайн экономика

Отрывок из книги Sacred Economics, автор Charles Eisenstein

Ростовщичество порождает характерный для нынешнего времени дефицит и одновременно является двигателем пожирающей мир машины бесконечного роста. Чтобы объяснить, как это происходит, я начну с притчи под названием «Одиннадцатый кружок», которую приводит в своей книге «Будущее денег» выдающийся экономический провидец Бернар Лиетар.

Давным-давно в маленькой деревушке в глубинке люди использовали бартер для всех своих сделок. Каждый базарный день люди ходили с цыплятами, яйцами, ветчиной и хлебом и вели длительные переговоры между собой, чтобы обменять то, что им было нужно. В ключевые периоды года, например, во время сбора урожая или когда чей-то сарай нуждался в капитальном ремонте, люди вспоминали традицию взаимопомощи. Они знали, что если у кого-нибудь из них возникнет проблема, остальные всегда придут на помощь.

В один из базарных дней в деревушке появился незнакомец в блестящих черных туфлях и элегантной белой шляпе и с сардонической усмешкой стал наблюдать за происходящим. Когда он увидел, как один фермер бегает, пытаясь загнать шестерых цыплят, которых он хотел обменять на большой кусок ветчины, он не смог удержаться от смеха. «Бедные люди, - сказал он, - такие примитивные». Жена фермера услышала это и спросила незнакомца: «Думаешь ты сможешь лучше справиться с цыплятами?» «С цыплятами нет, - ответил незнакомец, - но есть гораздо лучший способ избавиться от всех этих хлопот». «Да, и какой же?» - спросила женщина. «Видишь это дерево?» - ответил незнакомец. «Я буду ждать под ним. Принесите мне одну большую воловью шкуру, и я объясню вам лучший способ».

Когда к ниму пришли представители каждой из 11 семей, живших в деревне, он взял воловью шкуру, вырезал из нее идеальные кожаные кружочки и поставил на каждом изящный маленький штамп. Затем он дал каждой семье по 10 кружков и объяснил, что каждый кружок имеет ценность, равную ценности одной курицы. «Теперь вы можете торговать кружками вместо неудобных цыплят», - пояснил он.

В этом был смысл. Мужчина в блестящих туфлях и вдохновляющей шляпе всех впечатлил.

«Кстати, - добавил он после того, как каждая семья получила свои 10 кружков, - через год я вернусь и сяду под тем же деревом. Я хочу, чтобы каждый из вас принес мне по 11 кружков. Этот 11-й кружок - знак признательности за то технологическое улучшение вашей жизни, которое я только что сделал». «Но откуда взялся одинадцатому кружку?» - спросил фермер с шестью цыплятами. «Увидишь», - ответил мужчина с обнадеживающей улыбкой.

Что, по вашему мнению, должно произойти, если предположить, что численность населения и его годовой объем производства останутся точно такими же в течение следующего года? Помните, что 11-й кружок не создавался. Таким образом, в итоге одна из 11 семей должна будет лишится всех своих кружков, даже если хорошо справится со своими делами, чтобы обеспечить 11-й кружок 10 другим семьям.

Теперь когда буря угрожала урожаю одной из семей, люди стали менее охотно помогать собрать урожай до того, как разразится бедствие. Хотя в рыночные дни было гораздо удобнее обменивать кружки, а не цыплят, новая игра также имела непреднамеренный побочный эффект, активно препятствовавший спонтанному сотрудничеству, которое было традиционным для деревни. Вместо этого новая игра в деньги вызвала системную конкуренцию среди всех участников.

Эта притча начинает показывать, как конкуренция, чувство незащищенности и жадность вплетены в нашу экономику из-за процентной ставки. Их невозможно устранить, пока жизненные потребности выражаются в долговых деньгах. Но давайте сейчас продолжим рассказ, чтобы показать, как процентная ставка также создает необходимость в бесконечном экономическом росте.

Эта история может иметь три основных исхода: дефолт, рост денежной массы или перераспределение богатства. Одна из одиннадцати семей может обанкротиться и передать свои фермы человеку в шляпе (банкиру), или он может раздобыть ещё одну шкуру и произвести больше валюты, или сельские жители могут навешать ему люлей и отказаться выплачивать долги. Такой же выбор стоит перед любой экономикой, основанной на ростовщичестве.

Представим теперь, что жители деревни собираются вокруг человека в шляпе и говорят: «Сэр, не могли бы вы дать нам еще несколько кружков, чтобы никто из нас не стал банкротом?»

Мужчина говорит: «Я сделаю это, но только тем, кто убедит меня, что вернёт мне деньги. Так как каждый кружок стоит одной курицы, я буду давать новые кружочки людям, у которых цыплят больше, чем количество кружочков, которое они уже мне должны. Таким образом, если они не вернут деньги, я могу вместо этого забрать их цыплят. Да, и поскольку я такой хороший парень, я даже создам новые кружочки для людей, у которых сейчас нет дополнительных цыплят, если они смогут убедить меня, что они будут разводить больше цыплят в будущем. Так что покажите мне свой бизнес-план! Покажите мне, что вы заслуживаете доверия. Я дам ссуду под 10 процентов - если вы умелые фермеры, вы можете увеличивать количество цыплят на 20 процентов в год, возвращать мне деньги и богатеть сами».

Жители деревни спрашивают: «Звучит нормально, но поскольку вы создаете новые кружочки с 10-процентной ставкой, их все равно будет недостаточно, чтобы вернуть вам деньги».

«Это не проблема, - говорит мужчина. «Видите ли, когда настанет это время, я создам еще больше кружочков, а потом ещё. Я всегда буду готов предоставить новые кружочки. Конечно, вам придется производить больше цыплят, но пока вы продолжаете увеличивать их производство, проблем не будет».

К нему подходит ребенок и говорит: «Простите, сэр, моя семья заболела, и у нас не хватает кружочков, чтобы купить еду. Можете ли вы выпустить мне несколько новых кружочков?»

«Мне очень жаль, - говорит мужчина, - но я не могу этого сделать. Понимаешь ли, я создаю кружочки только для тех, кто вернет мне деньги. Если у твоей семьи есть несколько цыплят, которых вы сможете дать в залог, или если вы сможете доказать, что будете работать немного усерднее, чтобы разводить больше цыплят, я с радостью предоставлю вам кружочки».

Не считая нескольких досадных исключений, система какое-то время работала нормально. Жители деревни выращивали цыплят достаточно быстро, чтобы получить дополнительные кружочки, необходимые им, чтобы расплатиться с человеком в шляпе. Некоторые из них по какой-то причине - из-за плохого состояния или неумелости - действительно обанкротились, и их более удачливые и эффективные соседи завладели их фермами и наняли их в качестве рабочих. В целом, однако, поголовье росло на 10 процентов в год вместе с денежной массой. Деревня и ее курятники разрослись настолько, что к человеку в шляпе присоединились многие другие, подобные ему, и все они усердно вырезали новые кружочки и выдавали их всем, у кого был хороший план по разведению новых кур.

Время от времени возникали проблемы. Во-первых, стало очевидно, что все эти цыплята никому не нужны. «Нам надоели уже эти яйца», - жаловались дети. «Теперь в каждой комнате есть перина», - жаловались хозяйки. Чтобы потребление куриных продуктов продолжало расти, жители села изобрели всевозможные приспособления. Стало модным покупать новый перьевой матрас каждый месяц и иметь дворы, полные кур. Споры с другими деревнями решились битвами с бросанием яиц. «Мы должны увеличить спрос на кур!» - кричал мэр, который был зятем человека в шляпе. «Таким образом мы все продолжим богатеть».

Однажды бабушка, помнящая прежние времена, заметила ещё одну проблему. Если раньше поля вокруг деревни были зелеными и плодородными, то теперь они стали коричневыми и вонючими. Вся иная растительность была уничтножена, чтобы выращивать зерно для кормления кур. Пруды и ручьи, когда-то полные рыбы, теперь превратились в выгребные ямы с вонючим навозом. Она сказала: «Это нужно прекратить! Если мы продолжим увеличивать поголовье кур, мы скоро утонем в курином дерьме!»

Мужчина в шляпе отвел ее в сторону и успокаивающим тоном сказал: «Не волнуйтесь, дальше по дороге есть еще одна деревня с множеством плодородных полей. Мужчины нашего села собираются перенести производство кур туда. А если они не согласятся… ну, за нами численное превосходство. В любом случае, вы не можете серьезно относиться к прекращению экономического роста. Как ваши соседи расплатятся с долгами? Как я смогу создавать новые кружки? Даже я обанкрочусь».

И так, одна за другой, все деревни превратились в вонючие выгребные ямы, окружавшие огромные курятники, которые были никому не нужны, и деревни боролись друг с другом за несколько оставшихся нетронутых участков земли, которые могли поддерживать рост еще на несколько лет. Однако, несмотря на все их усилия по поддержанию роста, его темпы начали замедляться. Когда рост замедлился, долг начал расти пропорционально доходу, пока многие люди не начали тратить все свои кружки только на то, чтобы расплатиться с человеком в шляпе. Многие обанкротились и вынуждены были работать за прожиточный минимум на работодателей, которые сами с трудом выполняли свои обязательства перед человеком в шляпе. Все меньше и меньше людей могли позволить себе покупать куриные продукты, что еще больше затрудняло поддержание спроса и роста. В условиях излишка кур, разрушающего окружающую среду, все большее и большее количество людей едва сводило концы с концами, что привело к парадоксу дефицита среди изобилия.

И это то, как дела обстоят сегодня.